Содержание:
Цель внедрения ИКТ в школьное образование.
Использование ИТ на уроках физики.
Ожидаемые результаты.
В концепции модернизации образования предъявляются новые социальные требования к системе образования.
«Школа – в широком смысле этого слова –должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности». Следовательно,ведущими технологиями в реализации образовательного процесса должны быть технологии развивающего и личностно-ориентированного образования.
Технологии личностно-ориентированного образования направлены на развитие личности ребенка, предоставление ему свободы для принятия самостоятельных решений. Отсюда вытекают
цели:
Учителя – создать условия для формирования ключевых компетенций: социальной, коммуникативной, учебно-познавательной, информационной, личностного самосовершенствования.
Ученика – принять ответственные решения.
Основная опора идет на субъект-субъектные отношения, свободу выбора и рефлексию.
Личностно-ориентированное обучение невозможно без использования современных информационных технологий в учебном процессе.
Цель внедрения ИТ в школьное образование – формирование мотивационной интеллектуальной готовности к использованию ИТ в своей деятельности, развитие коммуникативной компетенции.
Информационные технологии – это не только компьютер на уроке; это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.
ИТ используют: тьютерские программы, деловые игры, моделирование, предметно-ориентированные среды, лабораторные практикумы, тесты, компьютерные учебники, Интернет-ресурсы и др.
Можно выделить несколько способов применения компьютера на уроках:
- иллюстративный – для демонстрации опыта, схемы, картины, видеофрагмента, исторических сведений и др.
- контролирующий – для проведения тестирования с применением различных технологий, в том числе и для самоконтроля.
- как инструмент исследования, позволяющий обучающемуся самому проводить исследования и эксперименты.
Последний способ является более перспективным, т.к. несет развивающую функцию, обеспечивает новое качество образования, личностно-ориентированный подход. С этой точки зрения очень хорошие результаты дает технология проектного обучения или метод проектов. Он всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени.
Другим примером технологииличностно-ориентированного образования может быть обучение в сотрудничестве. Каковы преимущества этой технологии?
Создаются условия для:
- взаимопомощи и индивидуальной поддержки – социальная компетенция;
- осуществления учебной деятельности каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным способностям, опыту –когнитивная компетенция;
- формирования коммуникативной компетенции;
- формирования толерантности.
Как же в этих новых условиях учителю организовать свою работу?В естественных науках широкое поле деятельности дает лабораторная работа. Не секрет, что часто лабораторные работы превращаются в подобие автоматических действий строго по учебнику, с уже заданной целью работы и подобранным оборудованием. При таком подходе полностью исключается творческое развитие личности ребенка. А ведь лабораторные работы – это такая форма деятельности, которая опирается на естественную потребность ребенка познавать окружающий мир на основе личного опыта, собственных ощущений. И учитель должен выступать в роли консультанта, помощника, партнера.
В качестве примера, подтверждающего вышесказанное, - фрагмент учебной деятельности на лабораторной работе в 9 классе.
План:1. Актуализация знаний, подготовка к восприятию нового материала.
2. Постановка цели и учебных задач.
3. Выдвижение гипотез, формирование групп (по характеру гипотез).
4. Самостоятельная проверка гипотез (интеграция компьютера и лабораторного оборудования).
5. Формулирование выводов.
6. Обсуждение выводов, принятие «верной» гипотезы (на этом этапе важно создание ситуации успеха).
Таким образом, в результате работы в группах кроме усвоения материала по данной теме активизируется творческая исследовательская деятельность учащихся, увеличивается личная ответственность каждого, создаются равные возможности успеха и, как следствие этого, формируются ключевые компетенции.