Вторник, 14.05.2024, 19:11
Сайт учителя физики МБОУ СОШ с Тербуны Андросовой Валентины Филипповны
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Личностно-ориентированный подход в обучении учащихся



                                                                                                                            Выступление   Андросовой В.Ф 


Ведущий педагогический замысел моделирования и построения образования связан с тем,чтобы дойти до каждого ученика, создать условия для самовыражения личности учащегося, содействовать развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъектности, способности к нравственной и творческой самореализации своих возможностей.

Личностно-ориентированный подход – это система взаимосвязанных понятий, идей, способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развитие его неповторимой индивидуальности.

А правильно построенная система обучения помогает ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе и открывать себя как носителя активного преобразующего начала.

Наиболее значимые принципы личностно-ориентированного обучения являются:
- использование субъектного опыта ребенка
- предоставления свободы выбора при выполнении заданий,решений задач, стимулирование к самостоятельному выбору
- реализация детского творчества
- информационная база урока - развивающая, роль педагога заключается в создании условий, чтобы дать каждому ребенку проявить себя.

На уроках учитель выступает не столько как транслятор знаний, сколько как организатор и координатор учебной деятельности, учитель, как собеседник, исследователь, учитель- эксперт,консультант.

Основные принципы личностно-ориентированного подхода: самоактуализации, индивидуальности,субъектности,выбора творчества и успеха ,доверия и поддержки.

Используемые методы: Диалога, Игровые, Рефлексивные, Педагогической поддержки, Диагностические,создания ситуации выбора и успеха.

Успешность учебного процесса зависит от того, насколько учитель сможет профессионально оказать компетентную помощь школьникам в формировании основных компонентов учебной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей.

На уроках с личностно–ориентированным подходом необходимо обеспечивать ориентир на самостоятельную работу, самостоятельные открытия учащегося. На каждом уроке создается проблемная ситуация:
- происходит выявление и учет склонностей в процессе обучения (детям очень нравятся творческие работы, нарисовать, придумать,сочинить)
- используются дидактические материалы, варьирующие для учащихся с разной успеваемостью

Не секрет что в школу приходят ученики с разным потенциалом, с разным запасом знаний. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно , если он выполняет посильное для него задание.

Одна из причин не желания учиться заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагаются задания, к которым он еще не готов, с которыми он еще не может справиться, а ученик с хорошими способностями, быстро справляясь с заданием, скучает. Хорошо, если у ребенка есть возможность выбора заданий  по своим силам. Для этого используются поуровневые задания. Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью сложности. Задания составлены так,что к достижению единой цели учащиеся идут разными путями. Для достижения цели использую карточки.

1 ур. – закрепляет базовые знания
2 ур- повышенной сложности
3 ур- творческий (мини-сочинение, исправь ошибки, развитие логического мышления, развитие речи)

При выполнении самостоятельной работы учащиеся становятся субъектом познавательной деятельности , которая воспитывает инициативность ( в данном случае выбор уровня)

Целесообразность поуровневого обучения обусловлена стремлением создать более благоприятные условия для гуманизации  образования, творческого развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей и интересов.

Темы прохождения учебного материала согласуются в соответствии с познавательными особенностями учащегося

В начале каждой темы дан теоретический материал, но это совсем не означает, что ученики должны заниматься заучиванием теории и научных терминов. Нельзя давать научный материал как догму. Перед подачей и в период закрепления надо провести подготовительную работу, где ученик выступает как субъект учебной деятельности, а не объект обучения.

- происходит открытие действующих законов,закономерностей, способов решения различных задач при совместном участии учителя и ученика.

Учитель формирует проблему , ставит ее перед учащимися, предлагает высказать идеи для её разрешения. При этом всегда учитель поощряет собственную точку зрения учащихся,оригинальный замысел, т.е. постоянное создание ситуации успеха.

Основные различия уроков

Традиционный урок   

1. Целеполагание. Урок преследует цель — вооружить учащихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и пони мается как развитие психических процессов:внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают»,дома зубрят либо ничего не делают.

2. Деятельность учителя
показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует,доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура — учитель.Развитие ребенка — абстрактное, попутное!

3. Деятельность ученика: ученик — объект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Работает один учитель — дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения и навыки они получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима учителя, зубрежки,скандала в семье. Такие знания быстро улетучиваются.

4. Отношения «учитель-ученик
субъектно-объектные. Учитель требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Ученик приспосабливается и каждому учителю,лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Ученик - лицо второстепенное.

Личностно-ориентированный урок

1. Целеполагание. Цель - развитие учащегося, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращающая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Любая грань знаний - результат его собственной деятельности. Учащийся работает весь урок. На уроке - постоянный диалог: учитель-ученик.

2. Деятельность учителя: организатор учебной деятельности, в которой ученик, опираясь на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Учитель объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура — ученик! Учитель же специально создает ситуацию успеха, сопереживает,поощряет, вселяет уверенность, систематизирует, заинтересовывает, формирует мотивы учения: побуждает, воодушевляет и закрепляет авторитет ученика.

3. Деятельность ученика: ученик является субъектом деятельности учителя. Деятельность идет не от учителя, а от самого ребенка.Используется методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера

4. Отношения «учитель-ученик»
субъектно-субъектные. Работая со всем классом, учитель фактически организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей учащегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Заключение

Школа- единственный социальный институт, призванный раскрыть индивидуальность каждого ученика в ее уникальности, неповторимости с учетом законов развития. Только школа как коллектив профессионалов может и должна определить индивидуальность каждого ученика, ответить на вопрос «каков я», дать компетентные рекомендации ученику о наиболее благоприятном пути его индивидуального развития.  Уникальность ситуации состоит в том, что школа – единственный социальный институт, через который проходит каждый человек в наиболее ответственный для него период своего возрастного и личностного развития.

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Copyright MyCorp © 2013 - 2024 Сделать бесплатный сайт с uCoz